История монастыря часть 4

 21 июля 2020 года, в день празднования казанской иконы божией матери широко отмечалось 30-летие возрождения Богоявленско-Анастаси́иного женского монастыря города Костромы архиерейским богослужением митрополита костромского и нерехтского Ферапонта. Этот праздник явился преддверием 595-летнего юбилея со дня основания Богоявленского монастыря.
Это один из самых знаменитых и древних отечественных монастырей был основан в 1426 году преподобным Никитой костромским – учеником преподобного Сергия радонежского – и ныне является одним из главных украшений архитектурного ансамбля Костромы, его жемчужиной.
В Богоявленском соборе Богоявленско-Анастаси́иного монастыря, древнейшем из сохранившихся каменных сооружений Костромы и являющимся одновременно кафедральным собором, хранится одна из величайших святынь русской земли – чудотворная мироточивая Феодоровская икона божией матери.

Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с открытием Богоявленско-Анастаси́иного женского монастыря града Костромы

Ваше Преосвященство, дорогой владыка Александр!
Всечестная матушка игумения Иннокентия, насельницы обители, дорогие братия и сестры! Сердечно поздравляю всех вас со знаменательным юбилеем – открытием Богоявленско-Анастаси́иного монастыря! Богоявленско-Анастаси́ин монастырь, основанный Святым Костромского края преподобным Никитой – учеником и сродником игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского – в своей истории испытывал и благословенные времена духовного процветания, и скорбную годину забвения. В XIX столетии Богоявленско-Анастаси́ин женский монастырь стал одним из наиболее известных духовных центров Русской Православной Церкви; именно здесь началось подвижническое служение Богу первой настоятельницы Пюхтицкой женской обители игумении Варвары (Блохиной).
Скорбные события XX века не обошли стороной и Богоявленско-Анастаси́ин монастырь. Он подвергся закрытию и до недавних времен мы могли видеть здесь, по слову Евангелиста, лишь «мерзость запустения... стоящую на святом месте» (Мф. 24, 15).
С возрождением Церкви на нашей земле наступило время восстать из руин и Богоявленско-Анастаси́иной обители. Глубоко символично, что с первого дня ее восстановления бремя настоятельских трудов приняла на себя игумения Иннокентия (Травина), прибывшая из Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря в Эстонии. Символично, что 100 лет назад, в 1890 году, насельница из этого монастыря мо-нахиня Варвара (Блохина́) по благословению Святого Праведного Иоанна Кронштадтского основала Пюхтицкий монастырь. И вот се-годня, поистине, трудами матушки Иннокентии и её верных помощ-ниц исполняются апостольские слова: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4, 13).
В радостный день празднования открытия Богоявленско-Анастаси́иной обители хочу искренне поблагодарить Владыку Александра, всечестную матушку игумению Иннокентию, сестер обители, благотворителей и жертвователей, оказывавших помощь и ныне содействующих монастырю, и всех тех, кому дорога эта древняя святыня Костромской земли и кто делает все возможное для её материального и духовного возрождения.
Да благословит Господь ваши труды, и да пребудет милость Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии в сем святом месте на многая и благая лета!

Патриарх Московский и всея Руси

Слово Епископа Костромского и Галичского Александра в связи с открытием Богоявленско-Анастаси́иного женского монастыря града Костромы

Дорогие братья и сестры!
Ныне мы торжественно отмечаем возрождение одного из духовных цен-тров древней Костромской земли, Бого-явленско-Анастаси́иного женского мо-настыря.
Обитель ведет свое начало с 1426 года; именно тогда совершилось освя-щение первого монастырского храма в честь Богоявления Господня. Воздвиг-нут он был трудами и попечением преподобного Никиты Костромского, ученика, сподвижника и родственника великого святого, благоговейно именуемого нами «игуменом земли Русской» – преподобного Сергия Радонежского. Старец Никита духовно руководил жизнью основанного им монастыря до самого дня своего преставления ко Господу; здесь, в Богоявленском храме, свя-той обрел и место последнего упокоения.
В 1565 году на месте прежнего деревянного Богоявленского хра-ма ростовские мастера построили пятиглавый белокаменный собор, сохранившийся до наших дней как прекрасный памятник русского церковного зодчества. Но Господь попускал совершаться запустению святыни. Сейчас, по прошествии многих десятилетий, мы можем с уверенностью сказать: что по слову Апостола, перед лицом немощи человеческой Господь явил силу Свою (2 Кор. 12, 9): ведь «любящим Бога, призванным по Его изволению, всё», – и радости, и печали, – «содействует ко благу» (Рим. 8, 26). Вспомним, что в 1864 году попечением игумении Марии (Давыдовой) по благословению церковного священноначалия Богоявленский монастырь стал женской обителью, получившей именование Богоявленско-Анастаси́иной – в память о воскресении, «Анастасия» означает в переводе «Воскресение», и в память о небесной покровительнице объединенного с Богоявленской обителью Анастаси́иного Крестовоздвиженского монастыря. Слово «Анастасия» в греческом языке означает «Воскресение»; и именно воскресение древнего монастыря промыслом Божиим совершилось трудами игумении Марии и её сподвижниц. Вскоре восстановленная обитель стала одной из наиболее известных и благоустроенных в России. О её духовном авторитете свидетельствует то, что именно из стен Богоявленско-Анастаси́иного монастыря была призвана на подвиг созидания новой православной святыни в Эстонии первая настоятельница Успенской Пюхтицкой обители игумения Варвара (Блохина́).
Трагические для России и Православной Церкви времена, наступившие в XX столетии, стали печальными для этого святого места. По прошествии более чем полувека со времени закрытия монастыря, пожар 1982 года окончательно обратил в руины его главный соборный храм. Многим тогда казалось, что никогда уже обитель не восстанет из небытия, никогда не поплывет вновь над древней Костромой величественный звон её колоколов...
Однако Господь вновь явил Своё милосердие к нам: монастырь возродился, его духовным центром стал восстановленный Богоявленско-Анастаси́ин храм, к тому времени утвержденный в статусе кафедрального собора Костромской епархии. В собор была торжественно перенесена и величайшая святыня нашего края – чудотворная Феодо-ровская икона Божией Матери. Под Её благодатным Покровом началось служение Богу и Церкви первых сестер обители, прибывших сюда из различных пределов нашего Отечества; настоятельницей монастыря по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II стала прибывшая из Пюхтицкой обители в Эстонии игумения Иннокентия (Травина).
Ныне, как и во все века истории Церкви, главным делом монашеской жизни является молитва, о которой проникновенно говорит святитель Димитрий, митрополит Ростовский: «Молитвами иноков Господь содержит сей мир». Но этим не исчерпывается глубина монашеского подвига. Основной смысл иноческого труда состоит в стяжании искренней, деятельной любви к Богу и к людям, укрепляемой и направляемой всесильным действием Божественной благодати. Удостоенный от Господа такого дара способен не только делами рук своих, но и собственным примером послужить спасению ближних; вспомним слова великого святого земли Русской, преподобного Серафима Саровского, обращенные к одному из его учеников – «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя». Поэтому совершающееся ныне возрождение монашества Русской Православной Церкви – это, прежде всего, обращение к многовековым духовным традициям наших предшественников, подвизавшихся в иноческом чине и сочетавших в своем служении молитву, труд, дела милосердия и благотворения, попечение о сиротах и заботу о нуждающихся ради достижения христианского совершенства, состоящего, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), «в чистоте сердечной, которой является Бог, обнаруживающий Своё пребывание в сердце многоразличными дарами Духа Святого».
Это первые шаги к восстановлению того значения, которое имела Богоявленско-Анастаси́ина обитель в прежние времена для града Костромы и нашего древнего края. Каждый из таких шагов сопряжен с немалыми трудностями, в преодолении которых мы возлагаем надежду свою на всесильную помощь Божию: ведь, как говорит Сам Господь, – «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18, 27).
Значение совершаемого торжества открытия обители – это свидетельство истинности того пути, по которому в нынешнее трудное время идет Русская Православная Церковь, возрождая традиции своего духовного служения Отечеству и нашему народу. Святые отцы Церкви так говорили о значении монашества для жизни общества:
«Свет миру – иноки, свет инокам – ангелы». Поэтому в день празднования открытия обители мне хотелось бы обратиться к насельницам Богоявленско-Анастаси́иного монастыря, особенно дорогого для моего сердца как первой иноческой обители в новом времени бытия Костромской епархии, с евангельскими словами: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).
Сердечно поздравляю матушку игумению Иннокентию, сестер обители, всех православных костромичей с открытием монастыря! Благословение Божие и милость Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии по молитвам Небесных покровителей сей обители – Преподобного Никиты и сонма святых, в земле Костромской просиявших, да пребывает со всеми вами!
Епископ Костромской и Галичский

Святейший Патриарх Алексий II, неоднократно посещая Богоявленско-Анастаси́ину обитель, возглавлял Божественную литургию в возрожденном соборе Богоявленско-Анастаси́иного монастыря. При каждом посещении монастыря Святейший Патриарх Алексий II знакомился с ходом реставрационно-восстановительных работ, обращался со словом духовного назидания.
В один из приездов, по завершении Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий II передал обители богослужебное Евангелие, которое настоятельница Богоявленско-Анастасииного монастыря игумения Евпраксия направила в дар будущему Пюхтицкому женскому монастырю в Эстонии. Об этом напоминает надпись на Евангелии: «Дар Костромского Богоявленского Анастасиинского девичьего монастыря в церковь Успения Божией Матери, при общине сестер милосердия Красного Креста в Эстляндии. Костромского Богоявленского монастыря настоятельница игумения Евпраксия. 1890 г. Февраля 4 дня».
Благоговейно хранимая пюхтицкими монахинями на протяжении целого века, эта священная книга попечением Предстоятеля нашей Церкви вернулась на Костромскую землю.
В своем слове после совершения Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: «Символична история Богоявленско-Анастасииного монастыря. Когда в 1890 году в Эстонии была образована община сестер милосердия, на следующий год преобразованная в Пюхтицкий Успенский женский монастырь, отсюда, из Костромы, была направлена туда первая игумения Варвара (Блохина́). Ныне же насельница Пюхтицкой Успенской обители, а ныне игумения Иннокентия, возглавила восстанавли-ваемый Богоявленско-Анастасиин монастырь. В 1891 году игумения костромского Богоявленско-Анастасииного монастыря Евпраксия в дар Пюхтицкой Успенской общине передала Святое Евангелие, которое сейчас я возвращаю этой обители, возрождаемой из руин. Это Святое Евангелие является символом духовной связи обителей и взаимопомощи их на пути духовного становления. Я сохраню в своем сердце память о нашем молитвенном общении, о служении Божественной литургии в этом возрождаемом храме Богоявленско-Анастасииного монастыря, который ныне является кафедральным храмом Костромской епархии».
В память об этом событии Святейший Патриарх Алексий II сделал на Евангелии особую надпись: «Сие Святое Евангелие было передано в дар новообразованной общине Успения Божией Матери в Эстляндской губернии в 1890 году, которая в 1891 году была преобразована в женский Успенский Пюхтицкий монастырь, игуменией Богоявленско-Анастасииного Костромского монастыря, откуда была назначена и первая игумения Пюхтицкого Успенского монастыря Варвара (Блохина́).
Сейчас это Святое Евангелие из Пюхтицкого Успенского женско-го монастыря в Эстонии возвращается в возрождаемый Богоявленско-Анастасиин монастырь Костромской епархии.
Передано Святое Евангелие Патриархом Московским и всея Руси Алексием II игумении монастыря Иннокентии во время первого Патриаршего визита в Костромскую епархию с 7 по 10 мая 1993 г. Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. 9 мая 1993 г. Кострома».