Сестра Надежда (Пименова)
- Когда началась великая отечественная война, вам было 8 лет. Как вы пережили это тяжелое время?
- Я помню, как мимо нашего дома бесконечной колонной по 6 человек шли мобилизованные на фронт. Через неделю город опустел. Миллионы людей шли на войну. И эту миллионную армию нужно было кормить, одевать, обувать, изготовлять оружие. Работали дети с матерями. В первые годы войны с фронта пришел контуженный мастер цеха. Его сразу определили на ту же должность. На заводе тогда работали 12–15-летние мальчики. Изготовляли оружие на фронт. Работали сутками. Дети засыпали прямо у станка. А мы все время проводили в госпиталях около раненых. Читали книги, писали письма, рассказывали стихи, приносили теплые вещи, по вечерам вязали, шили для раненых одежду.
Как могли ухаживали: кормили, температуру мерили, если у кого был жар, накладывали полотенце на лоб, чтобы хоть немного облегчить участь больного. Старшие стирали, мы убирали все помещения.
Было очень трудно. Но Господь нас не оставил. Люди стали молиться, открылись храмы, и мы одержали победу.
- Когда вы поступили в монастырь?
- Я поступила в монастырь в 1992 году. Я очень почитала святителя Димитрия Ростовского. Была организована паломническая поездка к его мощам, а по пути мы заехали в Толгский монастырь. В нем мне рассказали про Костромской Богоявленско-Анастасиин монастырь и про чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери. Незадолго до своей смерти моя мама видела сон: она ведет меня к учительнице Анастасии и просит принять меня в ученики. Учительница, улыбаясь, говорит, что ученики принимаются с высшим образованием и только после разговора с директором. Вспомнив сон, я сразу же уехала в Кострому. Захожу в храм, обращаюсь к монахине. Рассказала мамин сон и попросила принять в монастырь. Она отвечает: «Вы идите к директору, а я – Анастасия, в монашестве Паисия», и подводит меня под благословение к матушке Иннокентии. Я встречалась с разными людьми, много ездила по святым местам, но с таким человеком встретилась впервые: столько заботы, внимания, доброты матушка успела передать за короткую беседу, что у меня словно открылось второе дыхание.
- Как возрождался монастырь?
- Много трудов и бессонных ночей было положено, чтобы из полного запустения возродить монастырь. Матушка Иннокентия с сестрами трудились круглыми сутками. На территории монастыря было до 10 туалетов, вокруг – коммуналки, в которых не было ни воды, ни канализации. Всё выливалось на территорию. Жителей не смущало, что рядом собор и Смоленская церковь, корпуса, что здесь на территории – древнее монастырское кладбище с XIV века. В корпусах жили неблагополучные в социальном отношении семьи. Они и деньги вымогали; и корпуса́ и территорию загрязняли мусором. На территории – раскрытые могилы и бесконечные мусорные ямы. Во всех корпусах практически все прогнило, проржавело. Каждый день матушка Иннокентия заботилась и продолжает заботиться о монастыре, о сестрах. каждую сестру матушка знает и ведет в Царство Небесное особым истинным монашеским путем. Из мирских людей матушка воспитывает церковных, из церковных – духовных. Воспитать семь матушек Игумений для возрождения других монастырей – это свидетельствует об особом благоволении Господа к нашему монастырю и к трудам Матушки Иннокентии. Архимандрит Кирилл (Павлов) – духовник всероссийский и великий старец сказал, что Богоявленско-Анастасиин монастырь является рассадником для других монастырей в наши дни. Матушке Иннокентии пришлось возрождать древнюю обитель в трудные 1990 годы. Все надо было выдержать. И Господь помог.
Матушка для нас очень много значит. Если с утра мы увидим матушку и получим благословение, день пройдет радостный и в полном послушании. Если день начнется без благословения или мы долго не видим матушку, день проходит по-другому. Потому что благословение духовного руководителя защищает от врага и помогает во всем. Безусловно, случаются ошибки и промахи. И в послушании что-то выполнишь по своей воле. В эти минуты так и хочется сказать: «Матушка, помогите мне!»
- Вы несли послушание на подворье в Домнино. Расскажите о жизни на подворье.
- Домнино – живописное место, родовая вотчина Романовых. Однако со временем все стало разрушаться, дома стали забрасываться, а хозяева переезжать в город. Но все разом изменилось, когда передали подворье монастырю. Как много значит невидимый и незаметный, малопонятный подвиг монашествующих. Здесь трудилась по восстановлению старшая подворья помощница Матушки Иннокентии: монахиня Ангелина (Травина) – ныне схиигумения Макария, настоятельница Макариево-Писемского монастыря.
Матушка Макария – истинно православный, глубоко верующий человек, опытнейшая сельскохозяйственная труженица, досконально знающая все виды сельских работ. Испытав тяжесть военных лет и гонения на Церковь, матушка Макария являет собой пример истинной евангельской жертвенности по отношению к ближним. Всю дорогу, когда мы ехали в Домнино, я думала: «Я городской человек, ничего не понимаю в сельскохозяйственных работах, как же я, такая несмышленая, смогу трудиться?» Подхожу к матушке Макарии на благословение, а матушка в ответ мне улыбается: «Отбрось все свои мысли и ни о чем не думай. Господь поможет. Если устанешь, отдохни».