Кто любит Бога, тот не одинок
Каждый человек хочет любить и быть любимым, многие мечтают о домашнем очаге и семье. Но пути господни неисповедимы, и не всегда близкими людьми становятся родные по крови. Родным домом может стать женская обитель, в которой любовь долготерпит, милосердствует и переносит все невзгоды в уповании на бога. И господь никогда не оставляет сестер. О промысле божием, о чудотворной Феодоровской иконе божией матери и о том, как одинокому человеку стать счастливым, нам рассказала настоятельница костромского Богоявленско-Анастасииного монастыря Игумения Иннокентия (Травина).
- Матушка Иннокентия, расскажите, пожалуйста, о себе. Вы родились в верующей семье или пришли к вере уже в сознательном возрасте?
- Есть такое выражение: «Величие Церкви, величие Православия - это то, что мы, христиане, любим: свою культуру и веру, богослужения и в общем жизнь нашей Церкви, сердцевиной которой являются монастыри с их укладом и монастырским общежитийным уставом». И Промысл Божий избирает на Руси 700 лет назад, как мы видим, преподобного Сергия Радонежского быть Игуменом Земли Русской, который и от моих младенческих лет стал моим покровителем: на сороковой день моего рождения моя мама, ныне схиигумения Макария (Травина), поехала в Лавру к преподобному Сергию (тогда в г. Загорск), положила меня на мощи преподобного и со слезами просила его воспитать меня для Церкви так, как он сам считает нужным. Монах, служащий у раки, тогда тоже прослезился. Так началась моя жизнь. Завернутую в одеяльце меня клали в храме на окно рядом с синодиками, в большой ящик, и я слышала пение. Вот поэтому и сейчас, приближаясь к двадцатипятилетию своего послушания настоятельницы монастыря, любую беседу с сестрами иногда неожиданно заканчиваю пением, даю тон: до-ля-фа, до-ми-до-соль, и начинаем петь!
- Матушка, расскажите о начале Вашего монашеского пути. Что повлияло на Ваш духовный выбор?
- Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин. 15, 16), - говорит Господь в Евангелии и, конечно же, каждый церковный человек это чувствует и осознает. В г. Кашире Московской области, где я родилась, было много храмов и монастырей, и старцы, до их закрытия, говорили, что г. Кашира напоминает им гору Фавор. Посещая в 1960-70-х годах закрытый женский монастырь во имя великомученика Никиты, мы ходили по заброшенной территории, молились и, видимо, святой не забыл меня – в 24 года (в 1978 году) я поступила в Пюхтицкий монастырь в Эстонии. А еще через 12 лет, в 1991 году, была направлена настоятельницей в Костромской Богоявленский монастырь, основанный преподобным Никитой, небесным покровителем которого является великомученик Никита, память этих двух святых празднуется в один день – 28 сентября. Преподобный Сергий Радонежский, проявивший ко мне напрямую свою милость, доверил мне восстановление древнего монастыря, построенного его учеником – преподобным Никитой Костромским. Так «небесная канцелярия» распорядилась обо мне. Однажды, за несколько лет до поступления в Пюхтицкий монастырь, мы с матушкой Макарией приехали в Псково-Печерский монастырь. По дороге к отцу Иоанну (Крестьянкину) нам встретился схиигумен Савва и, обратившись ко мне, сказал, что я уже в Царствии Небесном и попросил меня что-либо пропеть на восьмой глас. Я сразу запела «Плачу и рыдаю», а он мне ответил: «Много тебе в жизни потерпеть придется». Как только я вступила в келью к отцу Иоанну, старец несколько раз повторил: «Ты будешь невеста Христова» и сказал нам с матушкой Макарией по возвращении домой сделать игуменский посох. Так за двадцать лет отец Иоанн предсказал нам игуменство. В этом году исполнилось двадцать лет, как матушка схиигумения Макария восстанавливает, с Божией помощью, Макариево-Писемский монастырь, конечно же, по молитвам старцев.
В Пюхтицкий монастырь мы поехали помолиться и заодно найти монахиню Нину (Бойцову), с которой матушка Макария с детских лет ходила к иеросхимонаху Серафиму – старцу Иаково-Железноборовского монастыря (который восстанавливал до недавнего времени епископ Костромской и Галичский Ферапонт – ныне управляющий Костромской епархией). Когда приехали, как сейчас помню, подошли к матушке схиигумении Варваре (Трофимовой): «Матушка, благословите! Можно нам повидаться с
монахиней Ниной?». И матушка с такой искренней любовью и сердечностью нам ответила, что я поняла - это моя духовная мать. Это было началом моего монашеского пути, и я постоянно вспоминаю то благодатное время моего непосредственного пребывания под руководством матушки Варвары, которое длилось в течение двенадцати лет, когда я проходила послушания в качестве уставщицы, регента, в канцелярии, в игуменском корпусе. Вспоминая матушку Варвару, можно учиться, учиться и учиться ее мудрости, терпению, умению общаться с людьми, с сестрами, ее любви к людям. Мне приходилось, по благословению матушки, провожать ее из храма и всегда, с первых дней моей жизни в Пюхтицком монастыре, было такое внутреннее чувство, когда я брала матушку под руку, что это святой человек, было такое благоговение.
- Матушка Иннокентия, как отнеслись Ваши родные к тому, что Вы ушли в монастырь?
- Сейчас, когда принимаю девушек в монастырь, иногда говорю словами старцев, которые и мне говорили: «Уходите в монастырь, и никому не нужно говорить, иначе не избежите препятствий». Так говорили раньше и старые монахини. Поэтому, уходя в Пюхтицкий монастырь, будучи регентом правого хора Тихвинского храма г. Ступино, я также решила никому не говорить. Но когда запели «Запричастный», а в то время в храмах пели песнопения и тогда, когда прихожане прикладывались ко кресту в конце Литургии, певчие не удержались и заплакали, не смогла пропеть и я до конца: «В память вечную будет праведник...», - начали и закончили. Так все и разошлись со слезами. Теперь многие из того хора (хор набирала я из прихожан, их было 25 человек) умерли (за них молюсь), два молодых юноши – стали священниками, иногда они приезжают, и мы вспоминаем нашу искренность и нашу веру. Из г. Каширы чтец Флоро-Лаврского храма и воспитанник матушки Макарии – ныне митрополит Иосиф (Балабанов).
- Кто сейчас для Вас является примером в духовной жизни?
- Примером в моей духовной жизни является глава нашей Святой Матери-Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, для нас он не только Верховный Пастырь, но и достойнейший руководитель всех монастырей. Съезд монашествующих, проходивший в виде собрания с 8 по 10 октября 2014 года, был для всех нас особенно дорог, это основано на духовном родстве Святейшего Патриарха Кирилла с нами и искренней взаимной любви к нашему Первоиерарху. Поэтому, пользуясь возможностью, хотелось бы сердечно поблагодарить дорогого Первосвятителя за возрождение монастырей, благословение монастырям и отеческую поддержку. И, конечно, примером для подражания в молитве и нашей монашеской жизни является архипастырь земли костромской – владыка Ферапонт – продолжатель духовного возрождения епархии и преемник архиепископа Алексия (Фролова), который и за три года пребывания на кафедре «исполнил лета долга» своими молитвами и трудами на пользу Церкви. Поэтому с первых дней поступления на кафедру владыки Ферапонта я поняла, что он – тоже сильная духовная личность и послужит костромскому народу «летами многими Господними благоприятными».
- Матушка, есть ли у Вас любимые святые?
- Любимые святые (святые все должны быть любимыми) – те, которых приходится ежедневно просить и благодарить – святителя Николая – особенно за людей, когда просят о них помолиться; святителя Иоанна Шанхайского – когда людям тяжело; святителя Спиридона Тримифунтского постоянно прошу в делах по монастырю; святителю Иоанну Златоусту молюсь в ежедневных прошениях, поскольку в день его памяти, 26 ноября 1978 года, я выехала из г. Каширы в Пюхтицкий монастырь; молюсь святителю Иннокентию Московскому – своему небесному покровителю; конечно же, обращаюсь ежедневно к преподобному Сергию, преподобному Никите, воспитавшему преподобного Пафнутия Боровского, ни разу в своей жизни не нарушившего молитвенного правила, и к преподобному Пафнутию, воспитавшему преподобного Иосифа Волоцкого. За просящих в моей келье постоянно горят свечи перед Феодоровской иконой Божией Матери, перед иконами Святителя Николая и великомученика Пантелеимона.
- Матушка Иннокентия, жизнь в Богоявленско-Анастасиином монастыре возобновилась в 1990 году. С какими трудностями Вы тогда столкнулись?
- Вначале нам негде было остановиться, и нашим первым жильем был домик возле Воскресенского храма (на ул. Нижняя Дебря), в котором костромские монахини выпекали просфоры. Мы ходили в Воскресенский собор молиться, и Господь так устроил, что после Пюхтицкого монастыря я оказалась как будто в другом мире – стены собора расписаны древними иконописцами, и мы ощущали Господне присутствие. Но вскоре владыка Александр, Костромской, благословил нам переезд в Богоявленский монастырь, где мы расположились в небольшом домике и сразу начали делать ремонт – проводка была в аварийном состоянии, в помещениях – большое количество насекомых всех видов, кроме этого, здесь, в стенах монастыря, как оказалось, существовал поселок «Безбожник». На улице возле собора было пять туалетов, куда со всех близлежащих домов выливался и высыпался мусор – настоящая помойка. Еще было 68 сараев (одноэтажных и двухэтажных), две электроподстанции, газовая подстанция, постоянные надписи на домах, рядом – детский сад № 3, маленькие детишки с утра и до вечера щебетали. Колокольного звона не было, служб не было. Все как будто замерло после Пюхтицкого благоустроенного монастыря, но Господь давал радость, и мы летали, как на крыльях. За эти годы отселены жители, но еще шесть домов не переданы, в одном из них раньше находилась часовня с всемирно известным образом святителя Николая. Так что трудности существуют и по сей день, для того мы и призваны сюда.
- Что укрепляло Вас во время возрождения обители?
- В возрождении обители мы чувствовали радость. Владыка Александр нам сказал тогда проникновенные слова: «Когда будет в монастыре Феодоровская икона Божией Матери, вам будет легче». Это исчерпывающий ответ – Матерь Божия внимательно наблюдает за всеми: и за нами, и за прихожанами, и за паломниками и гостями. У старца Паисия Афонского, если внимательно прочитать о его жизни, и особенно в словах из бесед митрополита Афанасия Лимассольского, подробно сказано о посещениях Божией Матери, Которая никогда не оставляет ни одну обитель и Своих чад.
- Матушка, какие трудности существуют в современных женских монастырях?
- Недавно один греческий современник сказал удивительные слова о том, что сегодня не только в жизни монашествующих, но и в жизни мирян происходит трагедия – жить не с радостью пасхальной в сердце, а в унынии от обычных неустройств человеческого существования. У нас трудности в том, что у монастыря нет своей территории – того, о чем говорит составленный в 2014 году новый устав монастырей. Территория нашего древнего монастыря раздроблена на несколько частей – к примеру, четверть века мужская духовная семинария занимает наш Трапезный монастырский корпус, построенный игуменией Марией (Давыдовой) в 1867 году. Так что мы до сих пор не имеем своей трапезной для сестер и паломников. Это очень насущная проблема, и никто меня да не обвинит в этом, поскольку я должна заботиться о вверенных мне сестрах, чтобы они чувствовали себя в своем монастыре, как дома. В Восточном корпусе, где жили 36 Игуменов, когда был мужской монастырь, и затем с 1864 года – Настоятельницы. Здесь в настоящее время – Костромская епархия.
- Матушка Иннокентия, в вашем монастыре немало святынь. Расскажите, пожалуйста, какие чудеса происходили от них?
- Главная святыня нашего монастыря – чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, а также многие другие святыни, святые мощи с первых веков, частица Хитона Спасителя, частица Пояса Пресвятой Богородицы, двенадцать мироточивых икон. Чудес произошло очень много, но расскажу о двух из них, которые мне лично довелось увидеть и услышать. Однажды, войдя в собор, я увидела горько плачущую женщину, стоявшую возле чудотворной иконы святителя Николая. Она пришла помолиться за своего сына – футболиста, раздробившего ногу и находившегося уже несколько дней в реанимации в коме. Врачи сказали, что проживет он от силы три дня, началась гангрена... Для матери это была неописуемая скорбь, которую она изливала вслух навзрыд и у чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. Через несколько дней большой яркий букет роз стоял у Феодоровской иконы – произошло чудесное исцеление юноши, а через неделю совершенно здоровый футболист вместе со своей мамой и сестрой молились с благодарностью у иконы Божией Матери. Москвичка Анастасия специально приехала в Кострому к Феодоровской иконе Божией Матери. Она переживала тяжелейшую душевную скорбь – накануне врачи поставили страшный диагноз ее малышу, которого она вынашивала, что было сильнейшим ударом и тяжелым испытанием для всей семьи. Она молилась, чтобы Господь дал ей силы пережить это испытание. «На следующий день, вернувшись в Москву, я взяла с собой в больницу маму, - рассказывала после Анастасия. - Мне надо было еще раз обследоваться, и я не представляла, как обратно дойду до дома в своем состоянии. Но после обследования врачи сообщили радостную весть, что ребенок здоров! Я обрела жизненные силы, и вскоре появился новорожденный Владимир». Вот такому чудесному малышу, в виде исключения, мне пришлось стать крестной матерью.
- Матушка, в вашем монастыре был открыт первый в Новейшей истории Русской Православной Церкви детский приют. Расскажите, пожалуйста, о нем.
- В 1992 году наш монастырь начал принимать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так организовывался детский приют. Это был первый в Новейшей истории Русской Православной Церкви детский приют. Назван он был в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, который при своей жизни дважды посещал наш Богоявленский монастырь и сказал удивительные слова: «Много я видел храмов на Руси, но такого благолепного и прекрасного – не видел, и дай Бог, чтобы и души здесь пребывающие также были благолепны». Приют возник по особому благословению Божию и Первосвятительскому благословению патриарха Алексия, который трижды посещал нашу обитель и благословлял детей. Создавался приют легко, при помощи администрации города и области, а также департамента образования и науки. Власти шли нам навстречу, дело было новое. Сначала оформляли детей из детских домов и интернатов нашей области и городов Подмосковья, а потом деток к нам стали привозить и сами родственники. Наш приют был прикреплен к двум коррекционным школам г. Костромы, поскольку дети поступили к нам из коррекционных школ-интернатов. В приюте дети были научены всем необходимым жизненным навыкам: стирке, шитью, уборке, вышиванию, пению, чтению. Сами сестры из числа преподавателей много потрудились. Много нужно было терпения – по три часа с перерывами учили с одной девочкой слово «арбуз», которое она никак не могла произнести. Когда деток привозили, они не умели самостоятельно есть, не знали названия многих фруктов, овощей. Распорядок дня в приюте был «детский» - отдых чередовался с занятиями. Обучали русскому языку, арифметике первоначально, ботанике, знакомили с природой. Вырастили целое поколение. В 2004 году приют был закрыт по достижении детьми совершеннолетия. Сейчас, вспоминая всех наших воспитанниц, мы желаем, чтобы Господь укрепил их силы в жизни. По возможности мы стараемся им помогать.
- Также в вашей обители была богадельня…
- С 1991 года, с начала возрождения монастыря, мы решили, что будем принимать всех, в том числе и бездомных людей – таким образом очень быстро возникла богадельня для престарелых и инвалидов. К нам шли люди из больниц и просто одинокие – и оставались. У нас были монахини – врачи и медсестры, с помощью которых успешно лечили разных больных. В тяжелых случаях вызывали «скорую помощь», устраивая в больницы. Всего 75 человек было в нашей богадельне. В 2011 году по благословению владыки Алексия (Фролова), архиепископа Костромского и Галичского, за городом Галич стал возрождаться Новоозерский монастырь во имя иконы Божией Матери «Умиление». И тогда было принято решение перевести нашу богадельню в ту обитель. Уже отошли в вечность пятьдесят сестер, проживавших в богадельне. Все они были молитвенницами и труженицами. У меня сохранилось письмо от отца архимандрита Кирилла (Павлова), в котором он пишет, что наш монастырь за то, что принимает немощных, получит милость Божию.
- Матушка Иннокентия, как Вы считаете, каждая ли семья может взять ребенка из детского дома или это не каждому под силу? Что бы Вы посоветовали супругам, которые хотят, но не решаются усыновить ребенка?
- Этот вопрос индивидуален для каждой семьи, и решать его надо супругам с духовником: брать или не брать им ребенка из детского дома.
- Какой совет Вы можете дать семье, испытывающей трудности при воспитании приемного ребенка?
- Все трудности невозможно перечислить – и не только при воспитании детей, но и при руководстве взрослыми. Господь говорит в Евангелии просто и понятно, для всех и, в частности, для каждого человека – и взрослого и ребенка: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5), то есть «Без Меня не можете делать ничего». Исповедь, причастие, пение, чтение – замечательное воспитание души, дети это хорошо понимают и меняются.
- Матушка, по Вашим наблюдениям, с какими духовными проблемами чаще всего сталкиваются современные христиане?
- В первую очередь - с проблемой распада семьи. Подробно рассматривает эту проблему современный писатель, митрополит Афанасий Лимассольский, в своей книге «Открытое сердце Церкви». На странице 169-й он пишет, что эта проблема объясняется неумением общаться и неумением слышать друг друга – каждый настаивает на своем, подобно двум включенным магнитофонам. Многие прихожане нашего собора помнят проповеди нашего костромского архипастыря владыки Алексия, и не только проповеди, но и то, как он мог соединять и объединять людей. К нему приходили и приезжали отовсюду счастливые многодетные семьи. В этом, конечно, великая мудрость.
- Что бы Вы могли посоветовать девушке, которая хочет выйти замуж?
- Девушкам всегда говорю: «Исповедуйтесь, очищайте свое сердце, причащайтесь, и Господь пошлет вам судьбу». Исповеди придаю очень большое значение. Если мы обратимся к III-VI векам, и посмотрим на пример святых отцов, то прочитаем, например, слова Аввы Дорофея: «Если делал восемь грехов, после исповеди будешь делать семь, покаялся в семи грехах, после исповеди согрешишь в шести грехах...».
- Матушка Иннокентия, сейчас очень злободневна проблема одиночества. Как жить женщине, если у нее нет мужа и детей?
- Вероятно, что родители таких одиноких женщин не научили их с детства любить Бога. Кто любит Бога, ходит в храм, молится, тот не одинок – Господь посылает этому человеку, по его молитвам, добрых людей, друзей и дает возможность делать добрые дела. У нас многие прихожане одиноки, но они всегда радостны, кто-то ухаживает за больными на дому, кто-то нянчит ребенка, а есть такие, кто помогает нам по садоводству, другим хозяйственным делам. И они не чувствуют себя обездоленными. Есть такая книга святителя Иоанна Тобольского, называется «Илиотропион» - о согласовании своей воли человеческой с волей Божией. В ней говорится, что нужно жить по воле Божией. Знаю, что многим прихожанам владыка Алексий, в своей жизни общавшийся с глинскими старцами, рекомендовал ее прочитать. Также владыка Ферапонт почти в каждой своей проповеди придает большое значение межличностным взаимоотношениям между людьми и действию Промысла Божия.
- Как Вы относитесь к тому, что в современном обществе происходит уход от прежних семейных ценностей, и женщина вместо воспитания детей занимается карьерой?
- В детстве мне приходилось видеть священнические, если можно так сказать, «старые» семьи, где священник – отец в семье, матушка – мать в семье, и их дети. Такая семья – малая Церковь, где существует Богом установленная иерархия. До сих пор, когда молюсь за них, приходят светлые воспоминания – это были крепкие семьи, где матушка воспитывает детей и, естественно, не работает. Но тогда и меньше было житейских потребностей. У нас в Костроме есть семьи, хоть таких и немного, где супруга, одновременно с воспитанием детей, выполняет какую-либо работу на дому, а обеспечивает семью муж. Здесь нельзя что-либо общее сказать о семейном укладе и работе супруги, этот вопрос каждая семья должна решать самостоятельно.
- Матушка, от неверующих людей часто можно услышать высказывания, что «у христиан ничего нельзя, жить по их заповедям невозможно». Что бы Вы ответили на это?
- Во-первых, в нашей жизни не может все происходить так, как мы хотим. Во-вторых, немало людей, которые случайно заходили к нам в собор, и не думали, что покрестятся, однако же, покрестились. Я теперь с улыбкой вспоминаю наших дорогих и любимых гостей, которые однажды приехали из Москвы и опоздали в храм – был уже вечер. Мы открыли храм, супруга зашла в собор, я спрашиваю ее мужа: «А вы?» - «Я некрещеный», - ответил он. Я говорю: «Мы вас покрестим, и я буду вашей крестной матерью». А ему было около 40 лет. В этот вечер мы позвали священника и его покрестили. А теперь он каждое воскресенье ходит в храм. Живут они в Москве, у них двое детей. После крещения прошло много лет, он вдруг опомнился: «У меня крестная в Костроме, поедем?!». И стали нам помогать – в этом году привезли розы – целый сад! Теперь постится и молится милый и дорогой мой крестник Алексей (по-церковному Алексий). И таких случаев было несколько. Думаю, что это на первых порах, кто мало знаком с нашей Церковью, так говорит, а на самом деле – поститься можно и нужно. Почитайте старинные книги, а теперь уже и в современных пишут, что полное очищение организма происходит за сутки (можно поесть один раз в 11 часов, а в течение дня выпить стакан воды с лимоном или медом). На неделе два постных дня – среда и пятница. Однако Церковь предлагает нам пищу с растительным маслом, овощи, грибы, рыбу. Сейчас многие говорят, что можно поесть и после 12 часов ночи, а утром идти причащаться. Но такого раньше не было – после 12 часов никто не ел. И никто не умер от недоедания, но наоборот – и силы являются новые, и все дела быстрее переделаешь, и любовь к людям появляется, только немножко надо потрудиться. Господь многого с нас не спрашивает. Основные христианские заповеди две: любить Бога и ближних. Раньше детей с малого возраста учили любить людей, быть вежливыми, порядочными, не брать чужое, и тогда они с малых лет приобретали духовную силу, становились мужественными, смелыми, не боялись трудностей.
- Матушка Иннокентия, что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?
- Лет двадцать назад в одном журнале мне попалась статья, в которой спрашивали одного человека, что бы он пожелал людям? Он ответил: «Желаю, чтобы почаще люди просили друг у друга прощения». У нас с первых дней возрождения монастыря был принят такой обычай – на ночь, после вечерних молитв, сестры просили друг у друга прощения. Получая прощение, мы получаем от Бога силу и благодать, укрепляющую нас, а также радость. И радости вашей никто не отнимет у вас, (Ин. 16, 22) – говорит в Евангелии Сам Господь. Поэтому в продолжение Великого Поста и до Светлого Христова Воскресения – 12 апреля – будем испрашивать ежедневно друг у друга прощения, чтобы приобщиться благодати Великого Праздника Пасхи и начать новую духовную жизнь.