Интервью Игумении Иннокентии в газете Альманах «Светочъ»
МИССИОНЕР, НАСТОЯТЕЛЬ, РЕКТОР
Знаменитый Алтайский миссионер, настоятель Богоявленского монастыря в Костроме и одновременно ректор Костромской Духовной семинарии, архимандрит Макарий (в миру Михаил Яковлевич Глухарев, 1792-1847 гг.) за свою недолгую 55-летнюю жизнь прославился как Апостол Алтая, аскет, ученый.
Как говорит нам история Глинской обители, будущий архимандрит Макарий «воспитывался у ног выдающегося подвижника-аскета, возобновителя Глинской пустыни настоятеля игумена Филарета» (Данилевского), 12 учеников которого были назначены настоятелями в другие обители. В их числе оказался настоятель Костромского Богоявленского монастыря архимандрит Макарий. С 1821 по 1824 гг. архимандрит Макарий, будучи настоятелем Богоявленского монастыря и одновременно ректором семинарии, сделал очень многое.
По прибытии в Кострому, он обратил особое внимание, как на устройство монастыря, так и на духовное попечительство семинарии, поставив на более высокий уровень учебно-воспитательное дело. Для развития умственных и нравственных сил семинаристов полагались им прочные основания. Будучи аскетом в душе, ректор полагал в основу воспитания учащихся христианские добродетели.
Проникнувшись любовью и ревностию к чудотворной иконе Божией Матери Смоленской, чудесно оставшейся невредимой после стихийного бедствия 1773 года, на стене деревянной Смоленской часовни, устроенной на каменных столбах, настоятель монастыря в 1824 году приложил все свои силы к строительству на этом месте каменного храма во имя сей Костромской святыни, написанной в 1672 г. знаменитыми изографами Гурием Никитиным и Силой Савиным.
Чистая и открытая душа архимандрита Макария привлекла к доброму делу строительства храма жертвователей, как предложивших свой личный труд, так и свои пожертвования, в том числе и известного костромского купца Феодора Михайловича Обрядчикова.
За короткое время был возведен Смоленский храм и при многочисленном стечении народа освящен. Светлой радостью в сердцах людей, заполнивших новоосвященный храм, отозвались слова стихиры: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра».
В том же году, вскоре по устройстве Смоленской церкви, Архимандрит Макарий, стремясь к уединенной богоугодной жизни, имея слабое здоровье, испросил разрешение Святейшего Синода на покой и в 1825 году переехал в Киево-Печерскую Лавру, где занимался переводами святоотеческих творений.
В конце декабря 1825 года Архимандрит Макарий выехал в Глинскую пустынь, где пребывал под руководством великого старца и своего духовного отца игумена Филарета.
Жизнь его в Глинской пустыни полностью соответствовала его аскетическим устремлениям. Впоследствии он сам писал об этом: «Это школа Христова, это одна из святых точек на земном мире».
Пребывая в посте и всяческом воздержании, он глубже изучал тайники своей души и исповедовал их отцу Филарету.
Пробыв 4 года в Глинской пустыни, Архимандрит Макарий, с разрешения Святейшего Синода, выехал на Алтай для основания Алтайской миссии, где находился 14 лет, с 1830 по 1844 гг., с полным самоотвержением отдавая себя подвигам апостольского служения.
По образцу Глинской пустыни он устроил там обитель для братии вновь учрежденной миссии, в которой, по выражению Глинской летописи, особенно ясно отобразился в нем богобоязненный, смиренномудренный, нестяжательный и деятельно-духовный незабвенный «авва-Филарет».
Лично он сам обратил ко Христу около 700 человек. Благодаря деятельности созданной им миссии, в конце XIX века из 35 тысяч алтайцев было уже 20 тысяч православных христиан.
О неразрывной духовной связи о. Макария с его духовным отцом в Глинской пустыни - старцем Филаретом - свидетельствуют его слова: «Всегда сохраню утешительную память моего пребывания в обители отца Филарета, опытных наставлений его и отеческих благотворений».
В 1844 году о. Макарий был вынужден по состоянии здоровья оставить Алтайскую миссию. Получив назначение на должность настоятеля Волховского Троицкого монастыря, он пробыл там недолго и через 3 года напутствованный Святыми Тайнами, с последними словами на устах: «Свет Христов просвещает всех», мирно отошел ко Господу.
После его кончины свет его образа как высоконравственного пастыря навсегда остался в душах его пасомых.
Благодаря прекрасному знанию нескольких иностранных языков, Архимандритом Макарием были переведены на местные наречия Святое Евангелие, отдельные места Ветхого Завета, Символ Веры, многие молитвы.
Сохранился портрет Архимандрита Макария, найденный в Глинской летописи, на котором он изображен как аскет, Алтайский миссионер, Настоятель, Ректор и духовный Руководитель.
Настоятельница Богоявленско-Анастасиинского
женского монастыря г. Костромы
игумения Иннокентия (Травина)