Духовный опыт Преподобного Никиты открывается для современников

В Костроме в третий раз прошли "Никитские торжества", посвященные памяти преподобного Никиты. Ученика Сергия Радонежского почитают по всей России, но в нашем крае его с любовью именуют Костромским. О значении масштабного православного фестиваля нам рассказала игумения Иннокентия (Травина), настоятельница Богоявленско-Анастасииного монастыря, основанного преподобным Никитой.

- "Никитские торжества" проходят в Костроме уже третий раз. Как возникла идея их проведения?

- Есть такие слова в Евангелии, где Господь говорит: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал". Вот так произошло и с "Никитскими торжествами": Господь Своим взглядом избрал тех людей, у которых возникла идея проведения Никитского праздника. Преподобный Никита Костромской издревле почитался в числе радонежских святых, и икона преподобного Сергия и его святых учеников вместе с преподобным Никитой находится с давних времен в древнем Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.
Преподобный Никита издавна почитался и в летописях разных монастырей и назывался старцем. Он настолько был смиренным, что на все века остался как бы в тени на фоне своего родственника и духовного отца – преподобного Сергия Радонежского.
В Троице-Сергиевой лавре нам рассказывали, что когда преподобный Никита был совсем юным послушником, он обратился к преподобному Сергию за благословением и сказал: то, что в Троицком монастыре его все любят, ему неполезно, и попросил благословения перейти в новоустроенную обитель в Серпухове. Сейчас, когда миновали века, мы складываем шаг за шагом дивную мозаику духовного опыта старца Никиты.
Господь своим взглядом избрал тех людей, которых возникла идея возрождения и проведения "Никитских торжеств": митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта, председателя Костромского отделения Императорского Православного Палестинского общества, протоиерея Дмитрия Сазонова, председателя общественной организации "Костромской областной союз женщин" Галину Попову, заслуженного учителя России Галину Власову и многих других.

- Почему, по вашему мнению, растет интерес к духовному образованию, истории, подвигам святых?

- Ответ прост – пробуждение! Преподаватели, воспитатели, руководители детских садов, гимназий, школ, высших учебных заведений сами для себя открыли сильное ощущение того, что происходит вокруг них что-то высшее – на уровне сознания, помыслов, всего существа. Вот это и есть настоящее соприкосновение с историей и подвигами святого Никиты. И второе: преподобный Никита открыл горизонты и сам выбрал людей: духовенство, представителей общественности, что называется в духовной жизни избранием, а у людей начинается уже личное осознание святого и диалог в молитве. Посмотрите, сколько написано духовных песнопений, сочинено стихов, музыки – с душевным волнением, с искренностью, с молитвой, с внутренним расположением, которые открыл нам прошедший фестиваль. А через фестиваль открылся и внутренний мир людей, участвующих в этом масштабном празднестве.

- Подвиги Никиты Костромского связаны с историей не только костромской земли, но и всей России. А каково их значение для современников?

- Да, труды и подвиги преподобного Никиты неоценимы, они крепко связаны не только с историей костромской земли, но и со всей Россией. Когда преподобный Никита пришел юным послушником в Троицкую обитель, он увидел, что к преподобному Сергию шли люди со всей России: нищие, недужные, простые крестьяне, которые рассказывали всем о чудесных исцелениях, о невидимой Силе Божией, о молитве старца Сергия.
Мы знаем, что преподобный Никита по благословению преподобного Сергия после Троицкого монастыря был им благословен в Серпуховскую Высоцкую обитель, и по прошествии нескольких лет уже преподобный Никита избирается братией монастыря быть их игуменом. Почти двадцать лет преподобный Никита обустраивает и обитель помогает всем крестьянам серпуховской земли.
Далее его аскетическая жизнь проходила в Боровском монастыре. И эта жизнь в посте, молитве вознаграждена радостью и теперь стала духовным достоянием всех нас, последовавших за Господом. На вопрос: "Каково значение таких подвигов для современников?" – отвечает сама история этих подвигов. Посмотрите сами: преподобный Никита шестидесяти лет приходит в 1426 году в Кострому полуслепым старцем, похоронив своего духовного отца – преподобного Сергия. Приходит на окраину города, где в лесу строит с боровскими князьями келью и небольшой деревянный храм. В лесу, мы знаем из житий многих святых, они испытывали страхи от зверей, разбойников, скорби, борьбу, бедствия и непреодолимые трудности, что в духовной жизни в монашестве называется злостраданием.
Силы, желания и замыслы преподобного Никиты не расходовались на приобретение материальных благ на самого себя и самоугождение, как ныне в современном человеке, и мы знаем по добротолюбию, что за те немощи теряется Божественная связь и любовь с Богом.

- Как удалось сохранить память о преподобном Никите во времена гонений на церковь?

- Когда я была направлена восстанавливать древний Богоявленско-Анастасиин монастырь и прибыла в Кострому накануне празднования Феодоровской иконы Божией Матери 26 марта 1991 года, почти сразу сотрудники архива Костромской области принесли старинную икону преподобного Никиты Костромского. Это было чудесным даром и свидетельством того, что костромичи хранили о преподобном Никите память. Это очень трогательный исторический момент, который говорит о том, что преподобный Никита был всегда с нашим городом, и что это знак, что он близкий нам святой. Бог просвещал и подавал познание святого старца Никиты через молитвы, а также посредством традиции совершать ежегодное празднование преподобного Никиты 28 сентября, на второй день Воздвижения Креста Господня, также 19 июля – в день радонежских святых.

- Богоявленско-Анастасиин монастырь, основанный преподобным Никитой Костромским, вы, вместе с насельницами восстанавливали буквально из руин. Чувствовалась ли поддержка святого?

- Преподобный Никита основал Богоявленский монастырь в 1426 году. У него было сугубое послушание от преподобного Сергия – основать на севере в Костроме монастырь. Преподобный выбрал место в лесу, а крестьяне стали селиться вокруг монастыря, это сейчас наш монастырь находится уже в центре города. Приехав сюда, мы с матушкой схиигуменией Макарией увидели промысел Божий. Дело в том, что в подмосковней Кашире мы ежегодно ходили в день великомученика Никиты в разрушенный Никитский монастырь, обходили его стены с чтением тропаря, и, видимо, Небесный Покровитель нашего преподобного Никиты не забыл нас. А теперь и преображение человеческой культуры, и возрождение того монастыря, и нашего, Богоявленского, происходит от высоты ослепительного света их святости. Через "новое жительство" мы знаем, что многие святые дают нужные ответы на вопросы, умея говорить на разных языках, и через чудотворения служат людям, тем более при восстановлении монастыря, где святой является хозяином, строителем и основателем. Благоустраивая монастырь и обходя в соборе алтарную часть, мы неоднократно вместе с владыкой митрополитом Александром слышали шаги и скрип досок, и я, затаив дыхание, слышала слова владыки митрополита: "Это ходит преподобный Никита". Бессменный секретарь Костромской епархии протоиерей Валерий Бунтеев однажды передал мне две старинные фотографии, на которых мы ясно увидели в схиме возле плащаницы посередине храма монаха и вокруг ангелочков с крыльями, наподобие маленьких детей. Присутствие преподобного Никиты, который молился пред чудотворным Феодоровским образом Божией Матери, мы также ощущаем.

- Сегодня появляются фильмы, печатаются книги о преподобном Никите Костромском. Достаточно ли этого, чтобы познакомить костромичей в первую очередь с монашеским подвигом святого?

- В наше время есть фильмы о истории Богоявленско-Анастасииного монастыря, о преподобном Никите, о первом фестивале, посвященном Никитским торжествам, изданы житие и акафист преподобному. Нужно еще услышать умом преподобного. Вспомните в Евангелии глухого человека. Когда человек молится, он чувствует единение с Богом и людьми, и тогда Господь дарует ему общение в чувстве. Это означает не только говорить словами, но и слышать ушами Бога в нашей жизни, а также и слышать преподобного, о чем еще в I веке сказал апостол Павел: "в воздыханиях неизреченных" (Рим. 8,26), и по Евангелию: "чтобы нас сделать слышащими" (Мк. 7,37).